«Қазақавтожол» жауапкершілігі
шектеулі серіктестігі Бас директорының
2022 жылғы «23» мамырда
№04-03/130 бұйрығымен бекітілген

«Қазақавтодор» ЖШС лауазымды
тұлғаларымен қызметкерлерінің
мүдделер қақтығысының алдын
алу жəне реттеу САЯСАТЫ

2022 жылғы «23» мамырдан бастап енгізілді


 Мазмұны:

1.  Құжаттың      мақсаты       жəне      жалпы ережелері

2.  Қолдану саласы

3.  Терминдер мен анықтамалар

4.  Мүдделер       қақтығысын      басқарудың негізгі принциптері

5.  Мүдделер қақтығысының жағдайлары

6.  Мүдделер қақтығысын ашу (жариялау)

тəртібі

7.  Мүдделер қақтығысының алдын алу

8.  Жауапкершіліктер           ресми тұлғалар жəне          жұмысшылар мүдделер

қақтығысын болдырмау

9.  Мүдделер қақтығысын қарау жəне реттеу тəртібі

10.           Мүдделер      қақтығысын     шешудің мүмкін шаралары

11.           Жауапкершілік

12.           Қорытынды ережелер

13.           Қосымша

1. Құжаттың мақсаты жəне жалпы ережелері

1. Осы «Қазақавтодор» ЖШС лауазымды тұлғалары мен қызметкерлерінің мүдделер қақтығысының алдын алу жəне реттеу жөніндегі Саясат (бұдан əрі – тиісінше Саясат жəне Серіктестік) «Сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрес туралы» Қазақстан Республикасының                            Заңдарына,

«Жауапкершілігі шектеулі жəне қосымша жауапкершілігі бар серіктестіктер туралы» жəне басқа да ішкі құжаттар этика жəне комплаенс серіктестіктері.

2. Бұл Саясат мүдделер қақтығысының алдын алу мақсатында əзірленген жəне сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрестің негізгі тетіктерінің бірі болып табылады. Мүдделер қақтығысына байланысты елеулі бұзушылықтар Серіктестіктің іскерлік беделіне нұқсан келтіруі жəне барлық мүдделі тараптар тарапынан оның сеніміне нұқсан келтіруі мүмкін. Серіктестіктің лауазымдытұлғасының немесе қызметкерінің жеке мүдделері бейтараптық, адалдық жəне Серіктестік мүдделерін қорғау қағидаттары негізінде олардың қызметтік, функционалдық міндеттерін орындауына əсер етпеуі тиіс.

3. Осы Саясат мүдделер қақтығысының жағдайларын, олардың алдын алу жəне шешу шараларын, сондай-ақ мүдделер қақтығысын басқару процесінің барлық қатысушыларының жауапкершілігін анықтайды.

4. Серіктестік офицерлер мен қызметкерлердің Серіктестіктегі міндеттерінен/қызметтік міндеттерінен тыс заңды жеке мүдделері болуы мүмкін екенін түсінеді, бірақ Серіктестіктегі осындай жеке мүдделер мен міндеттер/қызметтік міндеттер арасындағы кез келген мүдделер қақтығысы ашылуы жəне реттелуі тиіс. осы Саясат.

5. Серіктестік іскерлік серіктестермен, контрагенттермен жəне үшінші тұлғалармен қарым-қатынаста тараптар бір-біріне мүмкіндігінше адал, ар-ожданы, əділ жəне адал əрекет етуге міндетті қарым- қатынастарды орнатуды жəне қолдауды, сондай-ақ оның алдын алу үшін кешенді шараларды қабылдауды күтеді, қақтығыс мүдделерін анықтау жəне жою.

2. Қолдану аясы

6. Осы Саясат Серіктестіктің барлық лауазымды тұлғалары мен қызметкерлерінің танысуы жəне қатаң сақталуы үшін міндетті болып табылады.

7. Осы Саясат белгіленген тəртіппен бекітілген «Қазақавтодор» ЖШС Іскерлік этика кодексімен жəне «Қазақавтодор» ЖШС сыбайлас жемқорлыққа қарсы саясатымен бірге қолданылады.
8. Осы Саясат Серіктестіктің корпоративтік веб-сайтында орналастырылады.

     

3. Терминдер мен анықтамалар

9. Осы Саясатта мынадай терминдер мен анықтамалар пайдаланылады:

1) əкімшілік-шаруашылық функциялары – Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тəртіппен берілген Серіктестік балансындағы мүлікті басқару жəне оған билік ету құқығы;

2) жақын туыстар – ата-аналар (ата-анасы), балалары, асырап алушылар (асырап алушылар), асырап алынғандар (асырап алынғандар), толық жəне толық емес аға- інілер мен апалар, атасы, əжесі, немерелері;

3) Бас директор – Серіктестіктің бас директоры;

4) лауазымды тұлға – Серіктестікте ұйымдастырушылық-əкімшілік              немесе əкімшілік-шаруашылық              функцияларды тұрақты немесе уақытша атқаратын тұлға, сондай-ақ сатып алуды, оның ішінде мемлекеттік сатып алуды ұйымдастыру жəне өткізу бойынша шешімдер қабылдауға уəкілетті немесе сатып алуды таңдау мен жүзеге асыруға жауапты тұлға. дербес құрылымдық бөлімшенің басшысынан төмен емес лауазымды атқаратын мемлекеттік бюджет жəне Қазақстан Республикасының Ұлттық қоры қаражаты есебінен қаржыландырылатын жобалар;

5) Жалғыз қатысушы – тиісті қабылдау- тапсыру актісі негізінде Серіктестіктің жарғылық капиталындағы мемлекеттік үлесті иелену жəне пайдалану құқығы бар Қазақстан Республикасы              Индустрия              жəне инфрақұрылымдық даму министрлігінің Автомобиль жолдары комитеті;

6) Комплаенс қызметі – Серіктестіктің комплаенс қызметі;

7) мүдделер қақтығысы – лауазымды адамдар мен қызметкерлердің жеке мүдделерімен олардың лауазымдық өкілеттіктері арасындағы қайшылық, бұл ретте осы адамдардың жеке мүдделері өздерінің қызметтік міндеттерін орындамауға жəне (немесе) тиісінше орындамауға əкеп соғуы мүмкін;

8) жеке мүдделер – Серіктестіктің ішкі құжаттарында белгіленген жалақы мен басқа да төлемдерді алуға байланысты емес жеке мүліктік пайда немесе Серіктестіктен жеке пайда алуға мүдделілік;

9) ұйымдастырушылық-əкімшілік

функциялар – Қазақстан Республикасының заңында белгіленген тəртіппен қызметте бағыныстылар орындауға міндетті бұйрықтар мен нұсқаулар беруге, сондай-ақ бағыныстыларға көтермелеу жəне тəртіптік жазалар қолдануға берілген құқық;

10)      қызметкер – Серіктестікпен еңбек қатынастарында болатын жеке тұлға;

11)      туыстары - жұбайының аға-інілері, апа- сіңлілері, ата-аналары жəне балалары.

10. Пайдаланылған, бірақ осы Саясатта айқындалмаған терминдер Қазақстан Республикасының заңнамасында жəне Серіктестіктің            ішкі            құжаттарында қолданылатын мағынада қолданылады.

4.    Мүдделер қақтығысын басқарудың негізгі принциптері

11. Серіктестік мүдделер қақтығысын басқарудың келесі негізгі қағидаттарына негізделген (алдын алу жəне реттеу) мүдделер қақтығысын басқарады:

1)заңдылық принципі – осы Саясаттың Қазақстан Республикасының заңнамасына жəне Серіктестіктің ішкі құжаттарына сəйкестігі;

2) Серіктестіктің мүдделерін қорғау принципі. Серіктестіктің мүдделерін қорғау жеке қалауларға негізделмей, тек Қазақстан Республикасының           заңнамасы            мен Серіктестіктің ішкі құжаттары негізінде ғана шешім қабылдауға міндетті əрбір лауазымды тұлға мен қызметкердің міндеті болып табылады;

3) ашықтық пен есептілікті қамтамасыз ету принципі – жеке мүдделерді ашық мəлімдеу жəне белгіленген тəртіпте қызметтік міндеттерді орындау мүдделер қақтығысының алдын алуға немесе реттеуге ықпал ететін ашықтық пен есептілікті қамтамасыз етудің негізін құрайды;

4) объективтілік жəне жеке қарау принципі – мүдделер қақтығысының əрбір жағдайы Серіктестік үшін ықтимал тəуекелдерді бағалаумен жеке негізде қаралуы жəне дер кезінде шешілуі тиіс. Лауазымды тұлғалар мен қызметкерлер мүдделер қақтығысының нақты жағдайын бұрмалайтын кез келген субъективтілікті, оның ішінде мүдделер қақтығысын зерттеу процесі мен нəтижелеріне жеке жəне басқа да мүдделердің жəне əртүрлі факторлардың кез келген ықпалын барынша азайтуға ұмтылуы керек;

5) құпиялылық принципі – құпиялылықты қатаң сақтау: мүдделер қақтығысы туралы ақпаратты жария ету үдерісінен жəне мүдделер қақтығысын одан əрі реттеу процесінен бастап, қаралатын жағдай бойынша қорытынды шығару жəне түпкілікті шешім қабылдау кезеңіне дейін;

6) тарту принципі – Серіктестіктің лауазымды тұлғалары мен қызметкерлерінің сыбайлас жемқорлыққа қарсы заңнаманың ережелері туралы хабардар болуы жəне олардың сыбайлас жемқорлыққа қарсы стандарттар мен рəсімдерді қалыптастыруға жəне енгізуге белсенді қатысуы, оның ішінде сыбайлас жемқорлықтың алдын алу, анықтау жəне реттеу саласында. мүдделер қақтығысы;

7) төзбеушілік жəне ішкі мəдениет принципі

- Серіктестік өзінің жұмыс ортасында мүдделер қақтығысының туындауына мəдениетті жəне жоғары төзбеушілікті қалыптастырады. Серіктестік өзінің лауазымды тұлғалары мен қызметкерлерінің ықтимал мүдделер қақтығысын ашуын құптайды жəне олардың осы Саясаттың ережелерін түсінуіне бағытталған ашық қарым-қатынастың ішкі мəдениетін дамытады;

8) жеке үлгі қағидаты – жоғары басшылық пен лауазымды тұлғалар өз іс-əрекеттерімен адалдық пен этикалық мінез-құлықтың жеке үлгісі болып табылады, кəсіпқойлыққа берілгендік көрсетеді жəне осы Саясаттың талаптарын мүлтіксіз орындайды;

9) жеке жауапкершілік жəне жазаның бұлтартпастығы принципі – мүдделер қақтығысының орын алу фактісіне жол берген лауазымды тұлғаның немесе қызметкердің тікелей басшысы уақтылы анықталмағаны жəне жария етпегені, сондай-ақ мүдделер қақтығысын тиісінше реттемегені үшін жеке жауапкершілікте болады. Барлық лауазымды тұлғалар мен қызметкерлер жеке мүдделер мен Серіктестік мүдделері арасындағы тепе- теңдікті сақтауға дербес жауапты, сондай-ақ міндеттерді/қызметтік міндеттерді орындау кезінде өздерінің жеке мүдделерін жариялауға жəне анықтауға жауапты болуы керек.

5. Мүдделер қақтығысының жағдайлары

12. Осы Саясаттың мақсаттары үшін мүдделер қақтығысына əкеп соғуы мүмкін жағдайларға мынадай жағдайлар жатады:

1) лауазымды адам немесе қызметкер өзінің жақын туыстары, жұбайы, сондай-ақ жекжаттары атқаратын лауазымдарға тікелей бағынатын лауазымдарды атқарса;

2) лауазымды тұлғаның, қызметкердің немесе олардың жақын туыстарының, жұбайының, сондай-ақ қайын жұртының Серіктестікпен байланысты мəмілелер, жобаларға коммерциялық немесе өзге де (тікелей немесе жанама) мүддесі бар немесе болуы мүмкін;

3) лауазымды адам, қызметкер немесе олардың жақын туыстары, жұбайы, сондай-ақ жекжаттары серіктестікке қызмет көрсету, жобаны іске асыру немесе келісім-шарт жасау бойынша бəсекелестікке түсетін ұйымның үлестес тұлғасы, тəуелсіз директоры немесе қызметкері болып табылады. үшінші тұлғамен мəміле;

4) лауазымды тұлға, қызметкер немесе олардың жақын туыстары, жұбайы (зайыбы), сондай-ақ туыстары Серіктестікпен байланысты жобаның немесе мəміленің тарапы болып табылса;

5) лауазымды тұлға, қызметкер немесе олардың жақын туыстары, жұбайы, сондай-ақ жекжаттар Серіктестікке қатысты жобаның немесе мəміленің тарапы болып табылатын ұйымның үлестес тұлғасы болып табылса;

6) лауазымды тұлға немесе қызметкер өзінің міндеттерін/қызметтік міндеттерін орындауына байланысты өзіне белгілі болған құпия ақпаратты немесе ашылуы Серіктестік мүдделеріне теріс əсер етуі мүмкін кез келген басқа ақпаратты, сондай-ақ кез келген пайдалануды ашады. лауазымды тұлғаның, қызметкердің немесе олардың жақын туыстарының, жұбайының (зайыбының), туыстарының Серіктестікке қатысты құпия ақпаратты жеке пайда табу мақсатында;

7) лауазымды адам немесе қызметкер оның жұмысын бағалау, қызметке қайта тағайындау (қайта сайлау), сыйақы төлеу немесе өзіне қатысты өзге де мəселелерді талқылауға немесе шешім қабылдауға қатысса;

8) лауазымды адам немесе қызметкер өзiнiң қызметтiк мiндеттерiн жеке пайда табу мақсатында пайдалануға мүмкiндiк беретiн атқарушылық жəне бақылау функцияларын біріктіреді.

13. Осы Саясаттың 12-тармағында көрсетілген мүдделер қақтығысының жағдайлары толық емес. Мүдделер қақтығысының бар-жоғын анықтау үшін лауазымды тұлғалар мен қызметкерлер осы Саясаттың 9-тармағында келтірілген мүдделер қақтығысы терминін басшылыққа алуы керек.

14. Лауазымды тұлға немесе қызметкер мүдделер қақтығысының бар екендігіне күмəнданатын болса, ол Комплаенс қызметімен кеңесіп, мəселені шешу үшін өзінің тікелей басшысына қажетті жан- жақты ақпаратты беруі керек.

6. Мүдделер қақтығысын ашу (жариялау) тəртібі

15. Лауазымды адамдар мен қызметкерлердің мүдделер қақтығысы туралы ақпаратты ашуы мүдделер қақтығысының болуы немесе туындауының егжей-тегжейлі негіздемесі мен құжаттамалық дəлелдемелерімен дереу жазбаша нысанда жүзеге асырылады.

16. Серіктестік мүдделер қақтығысын ашудың (жариялаудың) мынадай тəртібін белгілейді:

1) жұмысқа орналасу кезінде мүдделер қақтығысы туралы ақпаратты бастапқы ашу;

2) жоғары тұрған лауазымға, басқа құрылымдық бөлімшеге ауысқан кезде, функционалдық мүмкіндіктері өзгерген кезде мүдделер қақтығысы туралы ақпаратты ашу;

3) осы Саясаттың 12-тармағында санамаланған, жеке мүдденің болуы мүдделер қақтығысына əкеп соғуы мүмкін немесе соқтырған жағдайлар туындаған кезде ақпаратты бір реттік ашу. Бір жолғы ақпаратты ашу осы Саясатқа Қосымшада берілген Хабарламаны толтыру арқылы жүзеге асырылады.

17. Осы Саясаттың 16-тармағының 1) жəне 2) тармақшалары Серіктестіктің тиісті ішкі құжаттарымен реттеледі.

18. Лауазымды тұлғалар мен қызметкерлердің тікелей немесе ықтимал мүдделер қақтығысының болуы туралы ақпаратты жасыруы жəне/немесе уақтылы, толық ашпауы Серіктестікте сыбайлас жемқорлық құқық бұзушылықтар жасауға ықпал ететін сыбайлас жемқорлық тəуекелдерінің туындауының себептері мен шарттары болып табылады.

7. Мүдделер қақтығысының алдын алу

19. Мүдделер қақтығысының алдын алу мақсатында Серіктестіктің жауапты құрылымдық бөлімшелері:

1)жұмысқа қабылдау, жоғарылату немесе лауазымдық міндеттерін өзгерту кезінде – тікелей басшыға немесе соған байланысты функцияларды жүзеге асыратын тұлғаға тікелей қатысы бар қызметкерлерді тағайындаудан аулақ болу;

2) Серіктестіктің контрагенттерін сатып алу рəсімдерін жүргізу жəне олармен шарттық қатынастарды ресімдеу кезеңдерінде тексеру кезінде олардың құрылтайшылары мен басшыларының құрамын лауазымды адамдармен жəне қызметкерлермен, олардың жақын туыстарымен, жұбайларымен, сондай- ақ жекжаттармен тиістілік белгілеріне зерделеу;

3) лауазымды адамдар мен  қызметкерлердің заңсыз, адал емес немесе біліксіз əрекеттерін, оның ішінде қызметтік жағдайын теріс пайдалану нəтижесінде материалдық пайда түріндегі қосымша кіріс алғандарды анықтауға жəне жолын кесуге бағытталған профилактикалық іс-шаралар мен ішкі аудит жүргізуге;

4) Серіктестікке жұмысқа қабылдау кезінде əрбір лауазымды тұлға мен қызметкердің осы Саясатпен танысуын қамтамасыз ету;

5) осы Саясаттың ережелерін лауазымды тұлғалар мен қызметкерлердің назарына жеткізуге бағытталған тұрақты түсіндіру жұмыстарын жүргізу;

6) Қоғамның аффилиирленген тұлғалары, инсайдерлері туралы мəліметтердің есебін жүргізу;

7) құпия ақпараттың, сондай-ақ лауазымды адамдар мен қызметкерлердің дербес деректерінің сақталуын қамтамасыз етеді.

8. Жауапкершіліктер ресми тұлғалар жəне жұмысшылар мүдделер қақтығысын болдырмау

20. Лауазымды тұлғалар мен қызметкерлерге Серіктестік пен өздерінің, сондай-ақ олардың жақын туыстарының, жұбайларының жəне туыстарының кез келген адамы арасындағы кез келген мəмілені қарауға жəне шешім қабылдауға қатысуға тыйым салынады.

21. Лауазымды тұлғалар міндетті:

1) мүдделер қақтығысының жағдайларын болдырмау;

2) мүдделер қақтығысы бар мəселелерді қарауға жəне олар бойынша шешімдер қабылдауға қатысудан бас тартуға;

3) өзінің тағайындалуына, сайлануына жəне қайта сайлануына жəне сыйақыға байланысты шешімдер қабылдауға қатыспау;

4) бар мүдделер қақтығысы туралы ақпаратты жоғары тұрған басшыға жазбаша түрде алдын ала хабарлауға жəне осы Саясаттың талаптарына сəйкес мəселе бойынша шешім қабылдауға қатыспауға;

5) Серіктестікке оның аффилиирленген тұлғалары мен туыстары туралы ақпаратты белгіленген тəртіппен беруге;

6) Серіктестіктің мүдделер қақтығысын реттеу рəсімдерімен танысуын жəне оларды сақтау міндетін жазбаша растауға;

7) мүдделер қақтығысына мүлдем төзбеушілік мəдениетін үлгі арқылы насихаттау.

22. Лауазымды тұлғалар Серіктестіктің бəсекелес            ұйымдарының            басқару органдарының            немесе             атқарушы органдарының мүшелері болмауы керек, сондай-ақ оларда қаржылық мүдделері болмауы керек.

23. Серіктестіктің атқарушы органының басшысы атқарушы органның басшысы немесе басқа заңды тұлғаның атқарушы органының функцияларын жалғыз жүзеге асыратын тұлға лауазымын атқаруға құқығы жоқ.

24. Серіктестіктің қызметкерлері мыналарға міндетті:

1) мүдделер қақтығысының жағдайларын болдырмау;

2) мүдделер қақтығысы бар мəселелерді қарауға жəне олар бойынша шешімдер қабылдауға қатысудан бас тартуға;

3) мүдделер қақтығысы туралы ақпаратты осы Саясаттың талаптарына сəйкес өзінің тікелей                       басшысына/қадағалайтын менеджеріне жеткізуге;

4) Серіктестіктің мүдделер қақтығысын реттеу рəсімдерімен танысуын жəне оларды сақтау міндетін жазбаша растауға;

5) осы Саясат талаптарының бұзылуы немесе мұндай бұзушылықтың ықтималдығы туралы ақпаратты хабарлауға;

6) инсайдерлік жəне құпия ақпаратты қорғау тəртібін сақтауға.

25. Серіктестіктің лауазымды тұлғалары мен қызметкерлері Серіктестікпен қарым- қатынаста үшінші тұлғалардың атынан жəне олардың мүдделері үшін əрекет ете алмайды.

9. Мүдделер қақтығысын қарау жəне реттеу тəртібі

26. Үшін тиімділігін арттырумүдделер қақтығысын анықтау, алдын алу жəне шешу бойынша жұмыс істейді, Серіктестік оларды уақтылы жəне толық анықтау, сондай-ақ оларды шешу бойынша Серіктестіктің барлық органдарының іс-əрекеттерін нақты үйлестіру тетіктерін жасауға ұмтылады.

27. Серіктестікте туындайтын мүдделер қақтығысын шешу үшін лауазымды тұлғалар:

1)  туындайтын мүдделер қақтығысын анықтау, олардың себептерін анықтау;

2)  Серіктестік органдарының құзыреті мен жауапкершілігін нақты белгілеуге;

3)  лауазымды адамдар мен қызметкерлердің мүдделер қақтығысы бар мəселелерді қарауға жəне олар бойынша шешім қабылдауға қатысудан бас тартуын қамтамасыз етеді.

28. Лауазымды тұлға мұндай жанжалды шешу туралы шешім қабылдау үшін мүдделер қақтығысының болуы немесе туындағаны туралы атқарушы органға дереу жазбаша хабарлауға міндетті.

29. Қызметкер мұндай жанжалды шешу үшін мүдделер қақтығысының болуы немесе туындауы туралы өзінің тікелей басшысына дереу хабарлауға міндетті.

30. Мүдделер қақтығысын құрылымдық бөлімше деңгейінде шешу мүмкін болмаған жағдайда, құрылымдық бөлімшенің басшысы осы құрылымдық бөлімшеге жетекшілік ететін басшыға мүдделер қақтығысы, оның туындау себептері туралы ақпарат беруге міндетті. жəне бір жұмыс күні ішінде қабылданған шаралар. Осы құрылымдық бөлімшеге жетекшілік ететін басшы мүдделер қақтығысын шешу үшін барлық шараларды қабылдайды. Мүдделер қақтығысын шешу мүмкін болмаған жағдайда, мұндай қақтығысты шешу туралы мəселені ол бас директордың қарауына енгізеді.

32. Мүдделер қақтығысын келіссөздер арқылы шешу мүмкін болмаса, ол сот тəртібімен шешіледі.

10. Мүдделер қақтығысын шешудің мүмкін шаралары

33. Анықтау шаралар үшінмүдделер қақтығысын реттеу кезінде Серіктестік олардың Серіктестік мүдделеріне əсер етуі мүмкін жағымсыз салдарлардың дəрежесіне сəйкес келуін қамтамасыз етеді.

34. Мүдделер қақтығысын шешу үшін қолданылатын шаралар мен əдістер:

1)  Серіктестіктің лауазымды тұлғасын немесе қызметкерін оның келісімімен мүдделер қақтығысын болдырмайтын функцияларды орындауды көздейтін Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тəртіппен басқа лауазымға қайта сайлау немесе ауыстыру;

2)  Қазақстан                       Республикасының заңнамасында белгіленген тəртіппен лауазымды адамның немесе қызметкердің өкілеттіктерін тоқтату;

3)  лауазымды тұлғаны немесе қызметкерді мүдделер қақтығысы бар немесе болуы мүмкін мəселелерді талқылауға қатысудан ерікті түрде бас тарту, шеттету (тұрақты немесе уақытша) жəне олар бойынша шешімдер қабылдау;

4)  лауазымды            тұлғаның            немесе қызметкердің              міндеттерін/лауазымдық міндеттерін қайта қарау жəне өзгерту;

5)  лауазымды            тұлғаның            немесе қызметкердің мүдделер қақтығысына əкеп соқтыратын жеке мүддені жоюы (мысалы, мүдделер қақтығысының туындауына негіз болатын өзіне тиесілі мүлікті иеліктен айыру), кейіннен қайта толтыру Серіктестіктің ішкі құжаттарында қарастырылған Мүдделер қақтығысы туралы декларацияны жəне персоналды басқару жөніндегі құрылымдық бөлімшеге/құрылымдық            бөлімшелердің басшысына ұсыну.

35. Саясаттың 34-тармағында көзделген шаралар тізбесі толық емес. Əрбір нақты жағдайда              ағымдағы             жағдайдың ерекшеліктеріне, қабылданған шаралардың мүдделер қақтығысын шешу мақсаттарына сəйкестік дəрежесіне қарай басқа да шаралар қолданылуы мүмкін.

11.       Жауапкершілік

36. Лауазымды тұлғалар мен қызметкерлер осы Саясаттың орындалуына жауапты.

37. Мүдделер қақтығысының алдын алу немесе шешу жөніндегі жұмыста Серіктестікке залал келтіруге əкеп соққан Қазақстан Республикасы заңнамасының, сондай-ақ осы Саясаттың талаптарын бұзуға жол берілген жағдайда, осыған кінəлі тұлғалар бұзушылықтар Қазақстан Республикасының заңнамасына сəйкес жауапкершілікке тартылады.

 

12.       Қорытынды ережелер

38. Осы Саясатқа өзгерістер мен толықтырулар бас директордың бұйрығы негізінде енгізіледі.

 

39. Егер Қазақстан Республикасының заңнамасына немесе Серіктестік Жарғысына өзгерістер енгізу нəтижесінде осы Саясаттың жекелеген нормалары оларға қайшы келсе, серіктестік заңнамасының нормаларын басшылыққа алу қажет. Осы Саясатқа тиісті өзгерістер мен толықтырулар енгізгенге дейін Қазақстан Республикасы немесе Серіктестік Жарғысы.

13. Қосымша

Қосымша - Мүдделер қақтығысының болуы немесе туындауы туралы хабарлама.

Утверждена приказом Генерального
директора товарищества с ограниченной
отвественностью «Казахавтодор
от «23» мая 2022 года №04-03/130

ПОЛИТИКА по предотвращению и
урегулированию конфликта интересов
должностных лиц и 
работников
ТОО «Казахавтодор»

Вводится с «23» мая 2022 года


 Содержание:

1. Цель документа и общие положения

2. Область применения

3. Термины и определения

4. Основные        принципы        управления конфликтом интересов

5. Ситуация конфликта интересов

6. Порядок    раскрытия    (декларирования)

конфликта интересов

7. Предотвращение конфликта интересов

8. Обязанности должностных лиц и работников по предотвращению возникновения конфликта интересов

9. Порядок рассмотрения и урегулирования конфликта интересов

10. Возможные меры для урегулирования конфликта интересов

11. Ответственность

12. Заключительные положения

13. Приложение

1. Цель документа и общие положения

1. Настоящая Политика по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов должностных лиц и работников ТОО «Казахавтодор» (далее – Политика и Товарищество соответственно) разработана в соответствии с Законами Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и иными внутренними документами Товарищества по вопросам этики и комплаенс.

2. Настоящая Политика разработана в целях недопущения конфликта интересов и является одним из ключевых механизмов противодействия коррупции. Серьезные нарушения, связанные с конфликтом интересов, могут нанести ущерб деловой репутации Товарищества и подорвать доверие к нему со стороны всех заинтересованных сторон. Личные интересы должностного лица или работника Товарищества не должны оказывать влияния на выполнение ими своих должностных, функциональных обязанностей на основе принципов беспристрастности, честности и защиты интересов Товарищества

 

3. Настоящая Политика определяет ситуации конфликта интересов, меры по их предупреждению и урегулированию, а также ответственность всех участников процесса управления конфликтом интересов.

4. Товарищество понимает, что должностные лица и работники могут иметь законные личные интересы вне рамок исполнения своих обязанностей/должностных обязанностей в Товариществе, но любой конфликт интересов между такими личными интересами и обязанностями/ должностными обязанностями в Товариществе должен быть раскрыт и урегулирован в соответствии с настоящей Политикой.

5. В отношениях с бизнес-партнерами, контрагентами и третьими лицами Товарищество рассчитывает на установление и сохранение отношений, при которых стороны обязаны действовать по отношению друг к другу максимально честно, добросовестно, справедливо и лояльно, а также предпринимать исчерпывающие меры по предупреждению, выявлению и исключению конфликта интересов.

2. Область применения

6. Настоящая Политика является обязательной для ознакомления и неукоснительного соблюдения всеми должностными лицами и работниками Товарищества.

7. Настоящая      Политика     применяется объединенно с Кодексом деловой этики ТОО

«Казахавтодор»         и         Политикой        по противодействию      коррупции      в       ТОО «Казахавтодор» утвержденных в установленном порядке.
8. Настоящая Политика подлежит размещению на корпоративном веб-сайте Товарищества.

3. Термины и определения

9. В настоящей Политике используются следующие термины и определения:

1) административно-хозяйственные

функции – предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе Товарищества;

2) близкие родственники - родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки;

3) Генеральный директор – Генеральный директор Товарищества;

4) должностное лицо – лицо, постоянно или временно выполняющее организационно- распорядительные или административно- хозяйственные функции в Товариществе, а также лицо, уполномоченное на принятие решений по организации и проведению закупок, в том числе государственных, либо ответственное за отбор и реализацию проектов, финансируемых из средств государственного бюджета и Национального фонда Республики Казахстан, занимающее должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения;

5) Единственный участник – Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, обладающий правом владения и пользования государственной долей участия в уставном капитале Товарищества на основании соответствующего акта приема-передачи;

6) Комплаенс-служба – Служба комплаенс Товарищества;

7) конфликт интересов - противоречие между личными интересами должностных лиц и работников и их должностными полномочиями, при котором личные интересы указанных лиц могут привести к неисполнению и (или) ненадлежащему исполнению ими своих должностных обязанностей;

8) личные интересы — личные имущественные выгоды или заинтересованность в получении личных выгод от Товарищества, не связанных с получением заработной платы и других выплат, установленных внутренними документами Товарищества;

9) организационно-распорядительные функции – предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными по службе лицами, а также применять меры поощрения и дисциплинарные взыскания в отношении подчиненных;

10) работник – физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с Товариществом;

11) свойственники – братья, сестры, родители и дети супруга (супруги).

10. Термины, применяемые, но не определенные в настоящей Политике, используются в том смысле, в котором они используются в законодательстве Республики Казахстан и внутренних документах Товарищества.

4.Основные принципы управления конфликтом интересов

11. Товарищество осуществляет управление конфликтом интересов (предотвращение и урегулирование) на основании следующих ключевых принципов управления конфликтами интересов:

1) принцип законности - соответствие настоящей Политики законодательству Республики Казахстан и внутренним документам Товарищества;

2) принцип            защиты             интересов Товарищества.            Защита            интересов Товарищества – долг каждого должностного лица и работника, которые обязаны принимать решения, опираясь только на законодательство Республики Казахстан и внутренние документы Товарищества, а не исходя из личных предпочтений;

3) принцип обеспечения прозрачности и подотчетности - открытое декларирование личных интересов и выполнение должностных обязанностей в рамках предписанных процедур составляют основу обеспечения открытости и подотчетности, что способствует предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

4) принцип объективности и индивидуального рассмотрения - каждый случай конфликта интересов должен быть рассмотрен в индивидуальном порядке с оценкой потенциальных рисков для Товарищества и своевременно урегулирован. Должностные лица и работники должны стремиться минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение конфликта интересов, включая любое влияние личных и иных интересов и различных факторов на процесс и результаты исследования конфликта интересов;

5) принцип конфиденциальности - строгое соблюдение конфиденциальности: от процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса дальнейшего урегулирования конфликта интересов до этапа подведения итогов и принятия окончательного решения по рассматриваемой ситуации;

6) принцип вовлеченности - информированность должностных лиц и работников Товарищества о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур, в том числе в сфере профилактики, выявления и урегулирования конфликта интересов;

7)    принцип нетерпимости и внутренней культуры - Товарищество формирует культуру и высокую степень нетерпимости к возникновению конфликтов интересов в своей рабочей среде. Товарищество приветствует раскрытие его должностными лицами и работниками возможных конфликтов интересов и развивает внутреннюю культуру открытого общения, направленную на их понимание положений настоящей Политики;

8)    принцип личного примера - высшее руководство и должностные лица своими действиями служат личным примером добропорядочности и этичного поведения, демонстрируют           приверженность           к профессионализму и неукоснительно выполняют требования настоящей Политики;

9)    принцип персональной ответственности и неотвратимости наказания - непосредственный                       руководитель должностного лица или работника, допустившего факт конфликта интереса, несёт персональную            ответственность           за несвоевременное выявление и раскрытие, а также за ненадлежащее урегулирование конфликта интересов. Все должностные лица и работники несут персональную ответственность за соблюдение баланса между личным интересом и интересами Товарищества, а также должны отвечать за то, чтобы декларировать, и идентифицировать свои личные интересы при исполнении обязанностей/должностных обязанностей.

5.      Ситуации конфликта интересов

12. Для целей настоящей Политики к ситуациям, способным привести к конфликту интересов относятся следующие ситуации, при которых:

1) должностное лицо или работник занимают должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками, супругом (супругой), а также свойственниками;

2) должностное лицо, работник или их близкие родственники, супруг (супруга), а также свойственники, имеет или могут иметь любую коммерческую или иную заинтересованность (прямую или косвенную) в сделках, проектах, связанных с Товариществом;

3) должностное лицо, работник или их близкие родственники, супруг (супруга), а также  свойственники являются аффилиированным лицом, независимым директором или работником организации, которая конкурирует с Товариществом в части оказания услуг, реализации проекта или заключения сделки с третьей стороной;

4) должностное лицо, работник или их близкие родственники, супруг (супруга), а также свойственники являются стороной в проекте или сделке, связанных с Товариществом;

5) должностное лицо, работник или их близкие родственники, супруг (супруга), а также  свойственники                        являются аффилиированным лицом организации, являющейся стороной в проекте или сделке, связанных с Товариществом;

6) должностное лицо или работник раскрывает конфиденциальную информацию, ставшую ему известной в силу исполнения своих обязанностей/должностных обязанностей, или любую другую информацию, раскрытие которой может оказать негативное влияние на интересы Товарищества, а также любое использование должностным лицом, работником или их близкими родственниками, супругом (супругой), свойственниками конфиденциальной информации, связанной с Товариществом, для получения личной выгоды;

7)           должностное лицо или работник принимает участие в обсуждении или принятии решения по вопросам оценки его работы, переназначения (переизбрания), выплаты вознаграждения или иным вопросам в отношении самого себя;

8)           должностное лицо или работник совмещает исполнительные и контрольные функции, позволяющие использовать свои должностные обязанности с целью получения

личной выгоды.

13. Ситуации конфликта интересов, перечисленные в пункте 12 настоящей Политики, не являются исчерпывающими. Для определения наличия конфликта интересов должностные лица и работники должны руководствоваться термином конфликта интересов, приведенным в пункте 9 настоящей Политики.

14. Если у должностного лица или работника существуют сомнения в наличии конфликта интересов, ему следует проконсультироваться с Комплаенс-службой и представить своему непосредственному руководителю                              необходимую исчерпывающую информацию для

разрешения возникшего вопроса.

6. Порядок раскрытия (декларирования)

конфликта интересов

15. Раскрытие сведений о конфликте интересов должностными лицами и работниками                              осуществляется незамедлительно в письменном виде, с детальным обоснованием и документальным подтверждением фактов наличия либо возникновения конфликта интересов.

16. В Товариществе устанавливается следующий             порядок             раскрытия (декларирования) конфликта интересов:

1)             первичное раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;

2)             раскрытие сведений о конфликте интересов при переводе на вышестоящую должность, в другое структурное подразделение, при изменении функционала;

3)             разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций, перечисленных в пункте 12 настоящей Политики, при которых наличие личной заинтересованности может привести либо привело к возникновению конфликта интересов. Разовое раскрытие осуществляется           путем           заполнения Уведомления, приведенного в Приложении к настоящей Политике.

17. Подпункты 1) и 2) пункта 16 настоящей Политики регулируются соответствующими                      внутренними документами Товарищества.

18. Сокрытие и/или несвоевременное, неполное раскрытие сведений о наличии прямого или потенциального конфликта интересов должностными лицами и работниками являются причинами и условиями возникновения коррупционных рисков, способствующих совершению коррупционных правонарушений в Товариществе.

7. Предотвращение конфликта интересов

19. В целях предотвращения конфликта интересов ответственные структурные подразделения Товарищества обязаны:

1)при приеме на работу, повышении в должности или изменении должностных обязанностей - избегать назначений на должности работников, находящихся в прямом родстве с непосредственным руководителем либо лицом, исполняющим связанные функции;

2) при проверке контрагентов Товарищества на этапах проведения закупочных процедур и оформления договорных отношений с ними осуществлять изучение состава их учредителей и руководителей на предмет наличия признаков аффилированности с должностными лицами и работниками, их близкими родственниками, супругами, а также свойственниками;

3) проводить предупредительно- профилактические мероприятия и служебные проверки, направленные на выявление и пресечение противоправной‚ недобросовестной или некомпетентной деятельности должностных лиц и работников, в том числе получающих дополнительные доходы в виде материальной выгоды в результате неправомерного использования своего служебного положения;

4) обеспечивать при приеме на работу в Товарищество ознакомление каждого должностного лица и работника с настоящей Политикой;

5) проводить регулярную разъяснительную работу, направленную на доведение до должностных лиц и работников положения настоящей Политики;

6) производить учет информации об аффилированных лицах, инсайдерах Общества;

7) обеспечить сохранность конфиденциальной информации, также персональных данных должностных лиц и работников.

8.         Обязанности должностных лиц и работников по предотвращению

возникновения конфликта интересов

20. Должностным лицам и работникам запрещается принимать участие в рассмотрении и принятии решений по любой сделке между Товариществом и ими самими, а также любым из их близких родственников, супругов и свойственников.

21. Должностные лица обязаны:

1) не допускать возникновения ситуаций конфликта интересов;

2) воздерживаться от участия в рассмотрении вопросов, в которых у них существует конфликт интересов, и принятия решений по ним;

3) не участвовать в принятии решений, связанных с собственным назначением, избранием и переизбранием и вознаграждением;

4) заблаговременно доводить информацию об имеющемся конфликте интересов в письменной форме вышестоящему руководителю и не участвовать в принятии решения по вопросу в соответствии с требованиями настоящей Политики;

5) представлять Товариществу сведения о своих аффилиированных лицах и свойственниках в установленном порядке;

6) письменно подтверждать ознакомление с процедурами Товарищества по урегулированию конфликта интересов и обязанность соблюдать их;

7) внедрять культуру нетерпимости конфликта интересов личным примером.

22. Должностные лица не должны входить в состав органов управления или исполнительных органов организаций- конкурентов Товарищества, а также иметь в них финансовую заинтересованность.

23. Руководитель исполнительного органа Товарищества не вправе занимать должность руководителя исполнительного органа либо лица, единолично осуществляющего функции исполнительного органа, другого юридического лица.

24. Работники Товарищества обязаны:

1) не допускать возникновения ситуаций конфликта интересов;

2) воздерживаться от участия в рассмотрении вопросов, в которых у них существует конфликт интересов, и принятия решений по ним;

3) доводить информацию об имеющемся конфликте интересов до своего непосредственного руководителя/курирующего руководителя в соответствии с требованиями настоящей Политики;

4) письменно подтверждать ознакомление с процедурами Товарищества пo урегулированию конфликта интересов и обязанность соблюдать их;

5) сообщать информацию о нарушениях требований настоящей Политики или потенциальной возможности такого нарушения;

6) соблюдать порядок защиты инсайдерской и конфиденциальной информации.

25. Должностные лица и работники Товарищества не могут выступать от имени и в интересах третьих лиц в отношениях с Товариществом.

9. Порядок рассмотрения и урегулирования конфликта интересов

26. Для повышения эффективности работы по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов, Товарищество стремится создавать механизмы для своевременного и полного их выявления, а также для четкой координации действий всех органов Товарищества по их урегулированию.

27.   Должностные              лица              для урегулирования конфликтов интересов, возникающих в Товариществе, обязаны:

1)           выявлять возникающие конфликты интересов, определять их причины;

2)           четко разграничивать компетенцию и ответственность органов Товарищества;

3)           обеспечить, чтобы должностные лица и работники воздерживались от участия в рассмотрении вопросов, в которых у них существует конфликт интересов, и принятия

решений по ним.

28.   Должностное           лицо           обязано незамедлительно в письменном виде сообщить исполнительному органу о наличии или возникновении конфликта интересов для принятия решения по урегулированию такого конфликта.

29. Работник обязан немедленно информировать своего непосредственного руководителя о наличии или возникновении конфликта интересов в целях урегулирования такого конфликта.

30.   В случае невозможности урегулирования конфликта интересов на уровне структурного подразделения, руководитель структурного подразделения обязан в течение одного рабочего дня представить руководителю, курирующему данное структурное подразделение, информацию о конфликте интересов, причинах его возникновения, мерах, которые были предприняты. Руководитель, курирующий данное структурное подразделение, предпринимает все меры для урегулирования конфликта интересов. При невозможности урегулирования конфликта интересов вопрос об урегулировании такого конфликта выносится им на рассмотрение Генерального директора.

31. Генеральный директор определяет порядок урегулирования конфликта интересов, назначает уполномоченное лицо. При необходимости Генеральный директор создает рабочую группу для урегулирования конфликта интересов, в состав которой входят представители Комплаенс-службы, структурного             подразделения             по корпоративной безопасности, управлению персоналом, юридического сопровождения. Состав рабочей группы формируется так, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который может повлиять на принимаемые группой решения.

32. При невозможности урегулирования конфликта интересов путем переговоров, он разрешается в судебном порядке.

10. Возможные меры для урегулирования конфликта интересов

33. Определяя меры для урегулирования конфликта интересов, Товарищество обеспечивает их соразмерность со степенью негативных последствий, которые могут повлиять на интересы Товарищества.

34. Возможные меры и способы, предпринимаемые для урегулирования конфликта интересов:

1) переизбрание или перевод должностного лица или работника Товарищества с его согласия на другую должность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, предполагающую выполнение функций, исключающие конфликт интересов;

2) прекращение полномочий должностного лица или работника в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

3) добровольный отказ, отстранение (постоянное или временное) должностного лица или работника от участия в обсуждении вопросов, в которых у них существует или может существовать конфликт интересов, и принятия решений по ним;

4) пересмотр и изменение обязанностей/должностных обязанностей должностного лица или работника;

5) устранение должностным лицом или работником личного интереса, порождающего конфликт интересов (например, отчуждение принадлежащего ему имущества, являющегося основанием возникновения конфликта интересов), с последующим повторным заполнением Декларации конфликта          интересов, предусмотренной внутренними документами Товарищества, и предоставлением в структурное подразделение по управлению персоналом/Руководителю структурного подразделения.

35. Перечень мер, приведенный в пункте 34 Политики, не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае могут быть применены иные меры в зависимости от специфики сложившейся ситуации, степени адекватности предпринимаемых мер целям урегулирования конфликта интересов.

11. Ответственность

36. Должностные лица и работники несут ответственность за исполнение настоящей Политики.

37. В случае, если в работе по предупреждению или урегулированию конфликта интересов будут допущены нарушения требований законодательства Республики Казахстан, а также настоящей Политики, приведшие к причинению убытков Товарищества, виновные в таком нарушении лица привлекаются к ответственности в соответствии           с           законодательством Республики Казахстан.

 12. Заключительные положения

38. Изменения и дополнения в настоящую Политику вносятся на основании приказа Генерального директора.

39. Если в результате изменения законодательства Республики Казахстан или Устава Товарищества отдельные нормы настоящей Политики вступят с ними в противоречие необходимо до внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящую Политику руководствоваться нормами законодательства Республики Казахстан или Устава Товарищества.

13. Приложения

Приложение - Уведомление о наличии либо возникновении конфликта интересов.

Қосымша
Алдын алу саясатына жəне қақтығыстарды шешу
лауазымды тұлғалардың мүдделері мен
«Қазақавтодор» ЖШС қызметкерлері

Кімге

(лауазымы, аты-жөні)

Кімнен

(аты-жөні, лауазымы, байланыс телефоны)

Мүдделер қақтығысының болуы немесе туындауы туралы ХАБАРЛАМА

Осымен, «Қазақавтодор» ЖШС-нің лауазымды тұлғалары мен қызметкерлерінің мүдделер қақтығысының алдын алу жəне реттеу саясатының талаптарына сəйкес, өзімнің қызметтік міндеттерімді атқару кезінде менде осыған əкелетін немесе əкелуі мүмкін жеке мүддем бар екенін хабарлаймын. мүдделер қақтығысына.

  1. Жанжалды жағдайдың (жеке мүдденің) туындауына негіз болатын мəн-жайлар:

(мүдделер қақтығысының туындаған немесе туындауы мүмкін жағдайды егжей-тегжейлі негіздеумен сипаттайды).

  1. Орындалуына жеке мүдде əсер ететін немесе əсер етуі мүмкін лауазымдық міндеттер:

(нақты лауазымдық міндеттерін көрсету).

  1. Мүдделер қақтығысының алдын алу немесе шешу үшін қабылданған (ұсынылған)

шарала (лауазымды/қызметкер мүдделер

қақтығысының алдын алу немесе шешу үшін қандай шаралар қабылдағанын немесе қабылдау ұсынылып отырғанын көрсетіңіз).

  1. Мүдделер қақтығысының болуын немесе туындауын растайтын құжаттардың тізбесі, сондай-ақ мүдделер қақтығысының алдын алу жəне шешу бойынша қабылданған (қолданылуы ұсынылатын) шаралар:

Хабарлама жасаған тұлға:

« » 20 ж. (қолы, қолының стенограммасы)

Хабарламаны алған адам:

« » 20 ж. (қолы, қолының стенограммасы)


Приложение
к Политике по предотвращению и урегулированию
конфликта интересов должностных лиц и
работников ТОО «Казахавтодор»

Кому

(должность, Ф.И.О.)

От кого

(Ф.И.О., должность, контактный телефон)

УВЕДОМЛЕНИЕ

о наличии либо возникновении конфликта интересов

Настоящим, в соответствии с требованиями Политики по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должностных лиц и работников ТОО «Казахавтодор», сообщаю о возникновении у меня, при исполнении должностных обязанностей, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

  1. Обстоятельства, являющиеся основанием возникновения конфликтной ситуации (личной

заинтересованности): (описывается ситуация, при которой возник или

может возникнуть конфликт интересов, с детальным обоснованием).

  1. Должностные обязанности, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность: (перечисление конкретных должностных обязанностей).

  1. Принятые (предлагаемые) меры по предотвращению или урегулированию конфликта

интересов: (указать какие меры должностным лицом/работником

приняты или предлагается принять для предотвращения или урегулирования конфликта интересов).

  1. Перечень документов, подтверждающих факты наличия либо возникновения конфликта интересов, а также о принятых мерах (предлагаемых принять) для предотвращения и урегулирования конфликта интересов:

Лицо, направляющее уведомление:

« » 20 г.

(подпись, расшифровка подписи)

Лицо, принявшее уведомление:

« » 20 г.

(подпись, расшифровка подписи)