КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986 «Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы»
Антикоррупционная стратегия разработана в реализацию целей и задач, определенных в Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» и поручений Главы государства, данных 2 сентября 2014 года на открытии четвертой сессии Парламента Республики пятого созыва.
Стратегия закладывает основные направления антикоррупционной политики государства на предстоящие годы и содержит комплекс мер, которые будут способствовать устранению предпосылок коррупции, искоренению причин и условий, ее порождающих, сокращению ее уровня.
Стратегия включает в себя анализ текущей ситуации борьбы с коррупцией в стране, характеристику основных факторов, способствующих коррупционным проявлениям, подходов и приоритетных мер по их устранению, механизмов реализации Стратегии.
Результатом реализации Стратегии должно стать повышение качества оказания государственных услуг населению, доверия общества к институтам государства, уровня правовой грамотности и антикоррупционной культуры граждан, а также улучшение международных рейтингов страны.
Ключевыми направлениями противодействия коррупции, определенными Стратегией, являются:
1) противодействие коррупции в сфере государственной службы;
2) внедрение института общественного контроля;
3) противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе;
4) предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах;
5) формирование уровня антикоррупционной культуры;
6) развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.
В рамках данных направлений будут разработаны и приняты новые законы «О противодействии коррупции», «Об общественном контроле», «О доступе к публичной информации», которые позволят пересмотреть понятие «коррупция» и провести четкое разграничение между коррупционными правонарушениями, создать и внедрить систему гражданского контроля в жизнедеятельности государства, обеспечить свободный доступ граждан к публичной информации.
На государственных служащих будет возложена обязанность декларировать не только свои доходы, но и расходы.
Будет продолжена работа по дальнейшей модернизации системы государственных закупок, обеспечению максимальной прозрачности при оказании услуг населению как государственными органами, так и субъектами квазигосударственного и частного секторов.
В сфере обеспечения правосудия, законности и правопорядка предусмотрен комплекс мер по обеспечению свободного доступа к правосудию, внедрению механизмов конкурсного отбора и принципов меритократии в кадровой политике правоохранительных органов.
При этом приоритеты в работе указанных органов, в том числе в сфере противодействия коррупции, будут смещены на профилактику и предупреждение преступлений и правонарушений.
Формирование уровня антикоррупционной культуры будет осуществляться посредством создания и проведения масштабных обучающих антикоррупционных курсов в учебных заведениях, государственных органах, среди населения, путем привлечения средств массовой информации к освещению мер, принимаемых государством по противодействию коррупции.
Развитию международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции будет способствовать усиление взаимодействия с международным сообществом, в том числе путем проведения антикоррупционных мероприятий, участия в авторитетных международных организациях, а также использования лучших примеров международной практики в этой сфере.
При этом внедрение международных рекомендаций и стандартов будет осуществляться поэтапно, с учетом степени готовности государства к их реализации, особенностей действующего национального права и сложившейся практики его применения, с использованием потенциала и возможностей действующих правовых институтов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией, будет подлежать обязательному мониторингу, который будет двух видов – внутренний, проводимый непосредственно исполнителем мероприятий, и внешний – осуществляемый специально созданной мониторинговой группой, куда войдут представители соответствующих государственных органов, общественности и средств массовой информации.
Отчеты о ходе исполнения мероприятий будут доводиться до сведения общественности.
Также поэтапная реализация положений Стратегии будет обеспечиваться Планом мероприятий, который на период действия Стратегии будет утверждаться Правительством по согласованию с Администрацией Президента.
Отдел правоохранительной системы
Администрации Президента
Республики Казахстан
С 1 января 2016 года, за исключением отдельных норм, вводится в действие новый закон РК «О противодействии коррупции», который
Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики РК.
Закон действует на территории республики в отношении физических и юридических лиц. За пределами Казахстана настоящий закон действует в отношении граждан РК и юридических лиц, зарегистрированных в Казахстане, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным страной.
В целях недопущения лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к ним (за исключением кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностными лицами, а также лицами, являющимися кандидатами, уполномоченными на выполнение указанных функций, совершения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах, указанные лица с учетом особенностей, установленных статьями 13, 14 и 15, принимают на себя антикоррупционные ограничения по:
1) осуществлению деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций;
2) недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;
3) использованию служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
4) принятию подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством РК.
Лица, занимающие ответственную государственную должность, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций (за исключением кандидатов в Президенты РК, депутаты Парламента или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностные лица не могут занимать должности, находящиеся в непосредственной подчиненности должностям, занимаемым их близкими родственниками и (или) супругом (супругой), а также свойственниками.
Лица, нарушающие требования пункта 1 настоящей статьи, если они добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такую подчиненность, а при невозможности такого перевода один из этих служащих подлежит увольнению с должности или иному освобождению от указанных функций.
Под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, под свойственниками - братья, сестры, родители и дети супруга (супруги).
Лицам, занимающим ответственную государственную должность, лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, лицам, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностным лицам запрещается осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов.
Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны принимать меры по предотвращению и разрешению конфликта интересов.
Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны в письменной форме уведомить непосредственного руководителя либо руководство организации, в которой они работают, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.
Непосредственный руководитель либо руководство организации по обращениям лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, или при получении информации из других источников обязаны своевременно принимать следующие меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов:
1) отстранить лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, от исполнения должностных обязанностей и поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов;
2) изменить должностные обязанности;
3) принять иные меры по устранению конфликта интересов.
Вводится в действие с 1 января 2016 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить прилагаемые Правилапоощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции.
- Признать утратившим силу постановлениеПравительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1077 «Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией» (САПП Республики Казахстан, 2012 г., № 67, ст. 955).
- Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 декабря 2015 года № 1131
Правила
поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного
правонарушения или иным образом оказывающих содействие
в противодействии коррупции
- Общие положения
- Настоящие Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции (далее – Правила), разработаны в соответствии с пунктом 3статьи 24 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» и определяют порядок поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции.
- Для лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции, устанавливаются поощрения, осуществляемые в форме единовременного денежного вознаграждения.
Поощрение в виде единовременного денежного вознаграждения устанавливается в следующих размерах:
1) по административным делам о коррупционных правонарушениях – 30 месячных расчетных показателей (далее – МРП);
2) по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП;
3) по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести – 5 МРП;
4) по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях – 70 МРП;
5) по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях – 100 МРП.
В случаях, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, могут устанавливаться поощрения в виде награждения грамотой или объявления благодарности.
- Финансирование поощрений производится за счет средств республиканского бюджета.
- Условия, основания и порядок поощрения
- Содействие в противодействии коррупции включает следующее:
1) сообщение о факте совершения коррупционного правонарушения;
2) представление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение;
3) иное содействие, имевшее впоследствии значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения.
- Поощрение осуществляется в случае, если информация, представленная лицом, соответствует действительности и в отношении виновного лица:
1) вступило в законную силу постановление суда о наложении административного взыскания;
2) вступил в законную силу обвинительный приговор;
3) вынесено постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
- Материалы на поощрение формируются и направляются в антикоррупционную службу органами (далее – органы, осуществляющие противодействие коррупции), указанными в статье 19и пункте 2 статьи 22Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции», в течение пятнадцати рабочих дней со дня возникновения права на поощрение и включают в себя:
1) ходатайство органа, осуществляющего противодействие коррупции;
2) копию заявления, зарегистрированного в книге учета информации, едином реестре досудебных расследований, а также информации об обращении лица по факту коррупционного правонарушения или иных документов, подтверждающих оказание лицом содействия в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционного правонарушения;
3) копию протокола о совершении административного правонарушения или постановления о возбуждении дел об административном правонарушении;
4) копию постановления суда о наложении административного взыскания, вступившего в законную силу;
5) копию протокола упрощенного досудебного производства, обвинительного приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
6) копию документа, удостоверяющего личность, и банковские реквизиты лицевого или иного счета лица для выплаты единовременного денежного вознаграждения.
- Руководитель антикоррупционной службы в течение пяти рабочих дней после поступления материалов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, издает приказ о поощрении, являющийся основанием для выплаты лицу единовременного денежного вознаграждения.
- Выплата единовременного денежного вознаграждения производится в течение пятнадцати рабочих дней со дня издания приказа о поощрении путем перевода на лицевой либо иной счет лица.
- В случае отказа от единовременного денежного вознаграждения, лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавшее содействие в противодействии коррупции, подает органу, осуществляющему противодействие коррупции, соответствующее заявление.
При этом оперативно-следственные подразделения могут ходатайствовать перед руководителем антикоррупционной службы о награждении лица грамотой либо объявлении ему благодарности.